Тлеужанова Гульназ Кошкимбаевна - кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета иностранных
языков Карагандинского университета им. академика Е.А. Букетова
Прошла повышение квалификации по проблемам иноязычной подготовки в ведущих зарубежных вузах (Германия, Финляндия, Турция, Россия), дважды являлась обладателем звания МНиВО РК «Лучший преподаватель вуза» (2013, 2023 гг.), ею опубликованы более 200 научных и научно-методических трудов, является руководителем научного проекта в рамках грантового финансирования на 2023-2025 гг. по проблемам неформального образования, ею подготовлены 35 магистров наук, 20 студентов - победителей международных, республиканских научных конкурсов и олимпиад, 4 доктора философии PhD.
Конвергенция формального и неформального образования в процессе иноязычной подготовки в вузе
Мы представляем результаты работы по проекту грантового финансирования МНиВО РК на тему ИРН АР19678268 «Научно-методические основы реализации профессиональной иноязычной подготовки в условиях конвергенции формального и неформального высшего образования».
Обучение в течение всей жизни, ставшее актуальным трендом в последние десятилетия, повышает конкурентоспособность людей через развитие интеллекта, структурированного мышления, cпособности к адаптации и самоорганизации, расширение круга знакомств, возможностей и представлений о мире, улучшение психологического здоровья, овладение компетенциями. В современном мире непрерывное образование реализуется через различные его формы (формальное, неформальное, информальное), а также их сочетание и взаимопроникновение. В этой связи выделяется еще один тренд - конвергенция как вызов для образования.
Опираясь на современные исследования в области высшего профессионального образования, мы приходим к выводу о том, совершенствование профессиональной иноязычной подготовки студента в вузе возможно путем использования преимуществ обоих форматов образования, то есть посредством конвергенции формального и неформального образования.
В контексте профессионального иноязычного образования, интеграция направлена на создание единой образовательной программы, включающей язык как ключевой элемент, а конвергенция — на сближение и совместное использование различных образовательных ресурсов и методов для улучшения учебного процесса.
В результате изучения научных источников, нормативно-правовых документов по проблеме исследования, а также анализа международного опыта реализации формального и неформального высшего образования был сделан вывод о возможности конвергенции формального и неформального образования в процессе иноязычной подготовки в вузе.